Вспоминая дни хорошего управления
[фото Дилиффа используется по лицензии CC BY-SA ]
Династия Юлиев-Клавдиев началась с окончанием гражданской войны, и Октавиан стал первым императором-императором Августом в 27 г. до н. э. Семейная династия закончилась после 5 императоров: Августа, Тиберия, Калигулы, Клавдия и Нерона. Самоубийство Нерона 9 июня 68 года нашей эры, в возрасте примерно 30 лет, положило конец его жалкому правлению. В недавней статье Смитсоновского института обсуждается, был ли Нерон злым или некомпетентным, но даже этот более снисходительный взгляд на Нерона не утверждает, что он был полезен Риму.
Монеты были важным имперским каналом связи: Лафранки (1911) описывает: «В то время монеты были официальным журналом, который приносил новости обо всех политических, экономических и военных событиях того времени. Не только это, но даже спустя много лет после важного исторического события». событием, именно монеты ежедневно напоминали взору людей память о прошлых событиях».
Моя интересная на этой неделе монета принадлежит Веспасиану, а ее реверс показался мне необычным и привлекательным, напоминая более современные монеты с изображением деревьев, например, американский квартал штата Коннектикут с его Чартерным дубом, укрытием конституции штата (США). Фото монетного двора – монета не моя):
или этот сосновый шиллинг 1652 года из штата Массачусетс (фото ACSearch – не моя монета):
Монета, которая мне сегодня интересна, описана в RIC (2-е издание) как «архаизирующая» — сознательно имитирующая очень старый или старомодный стиль. Для Веспасиана эта монета имитирует аналогичные монеты Августа, особенно эту RIC 51 (ACSearch – не моя монета):
Лавровые деревья в императорском Риме ассоциировались с Юлием Цезарем, с Победой, с Аполлоном, а деревья перед резиденцией Августа были узнаваемыми символами власти и эпохи согласия, достигнутого при Августе:
«Теперь Цезарь [Август] получил много привилегий и почестей еще раньше, когда обсуждался вопрос об отказе от суверенитета и о разделе провинций. За право ставить лавровые деревья перед царской резиденцией и вывешивать Дубовая корона над ними была тогда провозглашена ему символом того, что он всегда был победителем над своими врагами и спасителем граждан». -Кассиус Дион, LIII 16.4
и по словам самого Августа:
«В мои шестое и седьмое консульства, когда я потушил пламя гражданской войны, получив по всеобщему согласию абсолютный контроль над делами, я передал республику из-под собственного контроля в волю сената и римского народа. Для этого со своей стороны указом сената мне был присвоен титул Августа, и дверные косяки моего дома были усыпаны лаврами публичным актом, и над моей дверью была установлена гражданская корона, а в курии был поставлен золотой щит. Юлия, надпись которой свидетельствовала, что сенат и римский народ дали мне это в знак признания моей доблести, моего милосердия, моей справедливости и моего благочестия. После этого я стал выше всех по рангу, но власти у меня было не больше, чем у тех, кто кто были моими коллегами в любой магистратуре» ( Res Gestae 34 ).
На эту тему есть книга Андреаса Афолди 1973 года, которая, к сожалению, недоступна в электронном виде: Die zwei Lorbeerbäume des Augustus. Веспасиан вспоминает великие дни правления Августа и проводит параллели с Августом с помощью этой монеты:
Римская империя, Веспасиан , 69-79 гг. н. э., динарий АР, римский монетный двор, чеканка 74 г. н.э.
Аверс: IMP CAESAR VESP AVG, голова лауреата вправо.
Реверс: COS V через поле между двумя лавровыми деревьями.
Ссылка: RIC II 681 (редко)
Обветренный вид аверса портрета на этой монете напоминает грубое описание Светония (Светоний, родившийся примерно в год, когда Веспасиан стал императором, был явно не самым почтительным и почтительным из биографов):
«Он был хорошо сложен, с сильными, крепкими конечностями и выражением лица напрягающегося. По поводу чего один остроумный человек, когда Веспасиан попросил его пошутить и над ним, довольно умно ответил: «Я это сделаю, когда ты закончили справлять нужду.” – Светоний, Жизнь Веспасиана 20.1
В статье 1972 года Баттри обсуждает подражательные типы во время правления Веспасиана и оспаривает более ранние аргументы Лафранки (1911) об этих монетах и гражданской войне между Антонием и Октавианом. На рисунках 12 и 13 рядом показаны соответствующие монеты. Он отсылает нас к статье Лафранки, где речь идет о монетах, которые не показаны.
На табличке VIII Лафранки рядом изображены монеты Августа и Веспасиана. Монета Веспасиана несколько трапециевидной формы, похожая на мою и не являющаяся необычной для этого выпуска, также видна на пластинчатой монете.
Хотя статья Лодовико Лафранки об этом периоде доступна в Интернете, она гораздо приятнее в виде пожелтевшего и несколько хрупкого набора страниц («Estratto dal Fascicolo IV») 1911 года.
«Эра монеты в эпоху, когда официальный манифест, который получил уведомления о всех достижениях, политике, экономике и милитари дель момента, не одинок, ma anche a molti anni da un avvenimento исторически важный, эпоха анкора ла монеты, которую он RIvocava каждый день в гли-окки-дель-пополо, то, что я знаю, считает, что память о жире и монета являются непостижимым телом». – Лаффранчи, Л. (1911). « Un Centenario Numismatico nell'antichitá », Revista Italiana di Numismatica, Milano. «Монета была в то время официальным журналом, в котором переносились новости обо всех политических, экономических и военных событиях того времени, не только, но и многих лет. после важного исторического события по-прежнему именно монета ежедневно напоминала о нем взору народа, который поэтому привык считать память о событии и монету единым неразделимым телом».
Веспасиан и его сыновья финансировали амбициозные строительные проекты в Риме, одним из самых устойчивых из которых является Колизей. После злого или, по крайней мере, неумелого императора и периода гражданской войны, монеты Веспасиана ежедневно передавали послание о том, что хорошее управление Флавианами, новая эра, подобная эпохе Августа 100 лет назад.
О монете Веспасиана, назначающей своих сыновей преемниками, см. вторую монету в этом примечании: « Монеты Веспасиана из Эфеса ».
Использованная литература:
-
Текст Кассия Дио о LacusCurtius, Классическая библиотека Леба, 9 томов, греческие тексты и перевод на английский язык: издательство Гарвардского университета, 1914–1927 гг. Перевод Эрнеста Кэри.
-
Баттри, ТВ (1972). Веспасиан в роли Маньера. Нумизматическая хроника (1966-), 12, 89-109.
-
Фуллертон, М. (1985). Domus Augusti в императорской иконографии 13–12 гг. до н. э. Американский журнал археологии, 89 (3), 473–483.
-
Келлум, Б. (1994). Создание ландшафта в Риме эпохи Августа: Садовая комната на вилле ад Галлинас. Художественный бюллетень, 76 (2), 211–224.
-
К. Светоний Транквилл, Жизни двенадцати цезарей, Жизнь Веспасиана, Классическая библиотека Леба, 1914 г.
-
Лодовико Лафранки, «Сто лет нумизматики в античите», RIN 1911, 427–436.