Боги-хранители и монстры – Денарии Луция Папия

0 90

О монетарнике Луции Папии мало что известно, но за время своего пребывания в должности руководителя римского монетного двора в 79 г. до н. э. он выпустил одну из самых обширных и интересных серий монет поздней республиканской эпохи. Как ясно видно из этого денария, Луций проследил свою родословную через известную ветвь рода Папия, которая возникла в городе Ланувиум (современный Ланувио), примерно в 20 милях к юго-востоку от Рима. Ланувиум был известен как культовый центр поклонения богине Юноне Соспите, и римляне приезжали со всего мира, чтобы сделать подношения в городском храме-святилище, живописный портик которого стоит до сих пор. Почитаемая богиня-покровительница Римского государства Юнона Соспита «Спасительница» изображена на ряде произведений искусства из этого региона Лацио в характерном головном уборе из козлиной шкуры с торчащими рогами.


Л. Папий Денарий Серрат – Юнона Соспита с Грифоном (Crawf. 384/1), 79 г. до н.э.

Когда диктатор Сулла готовился уйти в отставку, а Квинт Серторий основал свою недолговечную мятежную республику в Испании, Луций Папий отчеканил в Риме эту монету с изображением богини-спасительницы своего родного города. Папий последовал примеру других монетчиков той эпохи, выпуская свои монеты с зубчатыми фланами. Зубчатый край монет «серрати» служил средством защиты от подделок, демонстрируя внутреннюю часть монеты из чистого серебра, а также умело защищая от обрезки монеты; любая монета, у которой была срезана часть краев, сразу же становилась очевидной, что у меня отсутствуют зубцы.


Экспериментальная археология показала, что для достижения этих зазубренных краев по пустой монете ударяли острым инструментом, пока ее катали по поверхности плоскогубцами. Работники монетного двора, вероятно, довели эту технику до уровня изобразительного искусства, но даже если бы на каждую монету уходило всего несколько дополнительных секунд, это добавило бы еще одно звено в цепочку процесса чеканки монет, что в совокупности замедлило скорость производства до неприемлемой степени. . Стиль денарий-зубец периодически появлялся в Поздней республике, но вскоре полностью исчез из римской чеканки, вероятно, сочтя его слишком непрактичным и неэффективным для ускорения операций по чеканке.


Богиня Юнона Соспита «Спасительница» в головном уборе из козьей шкуры.

На аверсе денария изображен портрет Юноны Соспиты в шапке из рогатой козьей шкуры; Помимо ее культового святилища в Ланувии, обряды богине-спасительнице также совершались в ее храме на Римском Форуме Холиториуме, посвященном в 197 г. до н. э., особенно в день ее праздника 1 февраля. В поле за портретом Юноны мы видим еще один объект, который делает эту серию монет особенно интригующей для нумизматов. Опять же, следуя тенденциям чеканки монет того времени, Папий включил в свой обширный выпуск широкий спектр «знаков монетного двора» или «контрольных знаков». Чтобы отличить каждый штамп, используемый для чеканки монет, граверы наносили небольшой уникальный символ как на аверс, так и на реверс. Символы на каждой стороне медали разные, но тематически связанные – и предназначены только для совместного использования.


Таким образом, контрольные отметки выступали в качестве меры контроля качества, позволяющей эффективно контролировать работу каждого гравера, более четко определять, какие парные штампы используются в каждый конкретный момент времени, и отслеживать их прогрессирующий износ. Когда одна из парных матриц треснула или неприемлемо изнашивалась, обе разрушались и начиналась чеканка следующей пары. Граверам, вероятно, была предоставлена творческая свобода придумывать свои собственные парные символы, взятые из повседневной жизни; В другом месте этой серии мы видим масляную лампу и кувшин с маслом, используемый для ее наполнения, колонну и ее венчающую капитель, лук и колчан, а также ножницы и щетки, используемые при уходе за животными. Мой собственный вариант представляет собой загадочную пару, очевидно, изображающую дубинку или кнут с ремнем, а на реверсе – кегли с девятью кеглями. Как именно эти предметы тематически связаны, до сих пор неясно, пока не будет более точной идентификации.


Продолжающееся изучение контрольных знаков, использованных в серии, на данный момент выявило 246 парных комбинаций. Это может служить доказательством преобладающих в нумизматике вопросов о том, сколько монет было отчеканено в каждом выпуске, как долго прослужили монетные штампы – и насколько быстрее портился ручной реверсивный штамп, выдержавший удар молотка? Сколько граверов работало на монетном дворе и какие художественные вариации допускались? Подобные расследования всегда продолжаются.


Свирепый мифологический грифон с телом льва, крыльями и головой орла.

На реверсе денария изображено выдающееся изображение мифического грифона, прыгающего и атакующего любого, кто приблизится к его гнезду. Защитная природа Юноны, богини-хранительницы Рима, была воплощена в свирепом существе с телом льва, крыльями и головой орла. Писатель III века Элиан описывает удивительного зверя в своем трактате «О природе животных»:


— Я слышал, что грифон — четвероногое индийское животное, похожее на льва, и у него особенно сильные когти, очень похожие на львиные. Говорят, что он крылатый и цвет перьев вдоль спины черный, а передние красные, а крылья не такого цвета, а белые. У него орлиный клюв и голова, точно такие же, как их рисуют и придают форму ремесленники. Его глаза подобны пламени. Гнездо устраивает в горах. Взрослых грифонов поймать невозможно, но ловят молодых. Бактрийцы, соседи индейцев, говорят, что грифоны — хранители тамошнего золота, и говорят, что они выкапывают его из земли и вьют из него гнезда, а то, что отваливается, индейцы забирают».


Фреска, изображающая грифона, нападающего на одноглазого скифа, из Виллы мистерий в Помпеях.

Замечательная сохранившаяся римская фреска с Виллы Мистерий в Помпеях изображает свирепого грифона, нападающего на одноглазого аримаспа с капюшоном, который защищает себя щитом. Геродот описывал сражения между этим легендарным одноглазым скифским племенем и фантастическими существами, и подобные сцены долгое время были популярной темой для греческих художников-вазописцев.


Денарии Луция Папия, содержащие сотни интересных комбинаций кубиков, представляют собой плодотворную область изучения для энтузиастов республиканской чеканки; особо смелые коллекционеры могут даже создать подколлекцию из как можно большего количества вариантов монеты! Монеты Папия, представляющие собой обширную серию, отчеканенную в значительном количестве, являются обычным явлением на нумизматических аукционах. На данный момент у меня есть только пара примеров, но я бы определенно хотел добавить больше таких разнообразных динариев в будущем.



Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.