Монета, о которой я пишу сегодня, начинается с символа, который приобретает новое значение по мере того, как мы переходим от этой мозаики в Доме Трезубца на Делосе, Греция (конец 2-го – начало 1-го века до н.э.) в 20-й век.
Монета представляет собой динарий Тита, выпущенный в год открытия Колизея, 80 г. н.э. Это произошло сразу после извержения Везувия, 24 августа 79 г. н.э., уничтожившего Помпеи и Геркуланум. Плиний Младший был свидетелем этого события и написал историку Тациту:
«Мы могли слышать крики женщин, плач детей и крики мужчин. Некоторые звали своих родителей, детей или жен и пытались узнать их по голосам. Некоторые люди так боялись смерти, что даже молились о смерти. Многие молили богов о помощи, но еще больше воображали, что богов не осталось и что на мир опустилась последняя вечная ночь».
— Плиний Младший, 2-е письмо Тациту.
Норвежский художник Йохан Кристиан Даль стал свидетелем извержения вулкана в Рождество 1820 года и сделал эскиз маслом, который стал основой для картины 1824 года, подаренной принцу Датскому (будущему королю Кристиану VIII).
Изображение, являющееся общественным достоянием, благодаря MET
Это не редкая монета, имеющая рейтинг C2 в рейтинге Roman Imperial Coins II. Хотя считалось, что этот тип был из серии, посвященной богам после извержения Везувия, недавние исследования склоняются к новой теории, согласно которой он связан с религиозными церемониями открытия Колизея.
Тит , 79–81 гг. н. э., денарий AR, Рим, 80 г. н. э. (с 1 января по 30 июня 80 г.)
Аверс: IMP TITVS CAES VESPASIAN AVG PM, голова-лауреат Тита справа.
Реверс: TR P IX IMP XV COS VIII PP, дельфин, обвившийся вокруг якоря.
Ссылка: РИК 112.
«В 80 году нашей эры, в год, когда была выпущена монета типа Колизея Тита, была отчеканена серия монет типа «пульвинария», на которых были изображены ложа богов. В прошлом обычно предполагалось, что за ложа проголосовал Сенат. и монеты, выпущенные после катастрофического извержения Везувия и пожара, уничтожившего большую часть Рима (Светоний, Тит 8; Дион 66.24.2; Aur. Vict., De Caes. 9), но вместо этого Дамский предположил, что были выбраны диваны и выпущены типы монет в связи с первыми играми в Колизее». – ЭЛКИНС, Н. (2004). Обнаружение императорской ложи в амфитеатре Флавиев: нумизматические свидетельства. Нумизматическая хроника (1966-), 164, 147-157
Упомянутую выше статью SNG 1995 года: Б. Дамский «Трон и курульные кресла Тита и Домициана» SNR 74 1995 г. можно прочитать здесь. Похожие и более редкие монеты Домициана, завершившего верхний уровень Колизея, можно найти в этом блоге (Коллекция Хейзелтона).
Когда я читал об этих монетах, «пульвинар» стал для меня новым словом/концепцией; справка по нейробиологии не помогла: самое большое ядро таламуса, функция которого связана со зрительной системой. Контекст Колизея: ложи (или кушетки), на которых размещались изображения богов и обожествленных императоров, чтобы увидеть цирки и зрелища. В Большом цирке Август наслаждался видом из «пульвинара» (Севтоний, авг. 45,1).
Известно также, что Август использовал фразу «festina lente», означающую «спешить медленно». В своем длинном эссе «Festina lente» Эразм пишет о связях с императорами Августом и Титом.
«Август был настолько восхищен этим высказыванием — как рассказывает Авл Геллий в одиннадцатой главе десятой книги своих «Аттических ночей» (которому Макробий следует в шестой книге «Сатурналий») — что он не только очень часто употреблял его в своих ежедневных разговор, но также часто вставлял его в язык своих официальных писем, советуя этими двумя словами своим министрам при исполнении своих обязанностей использовать как оперативность в делах, так и медлительность в тщательном обдумывании ». – Эразм Адагия II.1.1 (переведено на английский язык) «Из древних монет, отчеканенных Титом Веспасианом, мы можем легко заключить, что эта же пословица понравилась и ему. Альд Мануций показал мне образец, серебряный предмет старой и явно римской работы, который, по его словам, был послан ему в подарок венецианским дворянином Пьетро Бембо, который чтил юного Альда как пример выдающегося ученика и усердного исследователя литературных древностей своего времени». – Эразмус Адагия II.1.8 (переведено на английский )
Упоминаемая древняя монета – это монета Тита с дельфином и якорем, дельфин – символ скорости (поспешности) и якорь (медленный). Издателем Эразма был Альд Мануций, 1449–1515 гг. н. э., венецианский издатель эпохи Возрождения. Эразм писал об Альде, своем издателе: «Альд, спешащий медленно, приобрел столько золота, сколько у него репутации, и вполне заслуживает того и другого».
Римляне видели в этом символ Нептуна. Хотя мне не известны доказательства, связывающие пословицу и оксюморон «festina lente» с этим образом до эпохи Возрождения, эта связь сохранилась с того времени. Связь была обнародована Альдом, когда он сделал изображение пометкой своих типографов, и последующие издатели последовали его примеру и использовали эту древнюю ссылку:
Итак, этот 3-граммовый серебряный динарий — напоминание об извержении Везувия, символ Нептуна, сувенир с открытия игр Колизея, напоминание о словах первого императора Августа, вдохновение для книгоиздателей на протяжении веков. и, возможно, больше всего свидетельствует о длительном влиянии Римской империи.
Деонна, В. (1954). Краб и бабочка: исследование животного символизма. Журнал институтов Варбурга и Курто, 17 (1/2), 47–86. https://doi.org/10.2307/750132. Деонна связывает краба и бабочку как выражения смертного и бессмертного.