Изображение Цереры, передающей свою колесницу Триптолему, опубликовано в «Метаморфозах Уида», 1621 г. С помощью этой монеты я возвращаюсь к римским республиканским денариям. Благодаря исследованию штампа Шефера я могу с уверенностью идентифицировать устройство, расположенное вне флана, на моей монете. Моя монета от торговца М. Вольтеем — одна из пяти в серии, посвященной пяти праздникам: Ludi Romani, Plebeii, Cereales, Megalenses и Apollinares. Эта монета посвящена Ludi Cereales — Играм Цереры. Книгу с подробной информацией о Церере см. в книге Барбетта Шпета «Римская богиня Церера», в которой описываются ранние свидетельства присутствия Цереры в Риме:
В самом Риме есть свидетельства поклонения Церере еще в период правления, традиционно датируемый 753–509 гг. до н.э. Во-первых, праздник богини Цериалии указан заглавными буквами в доюлианском календаре. Римская республика. [пропустить] Сералия празднуется 19 апреля как часть цикла сельскохозяйственных и пасторальных фестивалей апреля. -Spaeth (1996) Римская богиня Церера, Техасский университет Press, Остин
Майкл Харлан объясняет аверс монеты и ее связь с Храмом Цереры, Либера и Либеры у подножия Большого цирка, где проводились игры Цереры.
Появление на аверсе монеты римского бога Либера, не имевшего никакого отношения к греческому мифу о Деметре и Коре, напоминает нам, что римские обряды Цереры не следует путать с тайными мистериями Деметры и Коры, совершаемыми в Элевсине. – Майкл Харлан, римский республиканец Маниерс, 81–64 гг. до н.э.
Шпет также описывает, как ко времени чеканки этой монеты между греческой Деметрой и Церерой существовало некоторое размытие. На реверсе изображена Церера в биге из двух змей, как описано в стихе Овидия о раздаче даров от Цереры:
«Богиня всего плодородного (Церера) привязала к своей колеснице драконов-близнецов, обуздав их удилами между зубами, и понесла по воздуху, между небом и землей. Достигнув Элевсина, мимо Афин, города Тритона Минерва, она отдала свою быструю колесницу Триптолему и приказала ему разбросать семена, которые она дала, частью в невспаханную почву, частью в освоенные поля, после длительного пребывания под паром». – Метаморфозы Овидия, книга V, 642-643.
Моя Церера отклонила голову, а изображение слева выглядело немного двусмысленно.
М. Вольтей Мф , 75 г. до н.э., AR Денарий, монетный двор Рима Аверс: Голова Вакха (или Либера) вправо, в венке из плюща . Оборот: Церера, стоящая в колеснице, держащая зажженные факелы, гонящая бигу змей вправо; пилеус слева Ссылка: Crawford 385/3; Сиденхем 776; Вольтея 3
С помощью исследования штампов Шефера мне удалось восстановить недостающее устройство («пилеус») моего реверсивного штампа (№ 19) в Шефере:
Церера несет два факела, что намекает на ее поиски дочери Персефоны и на церемонию Люд:
«Высокая Этна лежит над устьем огромного Тифея, чье огненное дыхание освещает землю. Там богиня зажгла две сосны, которые служили ей светом; поэтому и по сей день во время обрядов Цереры раздается факел». – Овидий, Фасти, IV.498-499
Есть аналогичная монета RRC 449/3a от К. Вибия Пансы в 45 г. до н. э. и одна от К. Меммия, RRC 427/2, который утверждал, что его предок первым прославил игры Цереры ~ 211 г. до н. э. Вот еще одна римская республиканская монета с изображением Цереры:
Л. Фуриус Cn.f. Брокх , 63 г. до н.э., AR Денарий, монетный двор Рима Аверс: драпированный бюст Цереры вправо в венке из колосьев; стебель зерна слева, зерно ячменя справа, III–VIR поперек поля, БРОХИ ниже Rev: кресло курулы между двумя фасциями; выше: L • FVRI/CN • F в две строки. Ссылка: Crawford 414/1; Сиденхем 902; Фурия 23