Асклепий (он же Эскулап), сын Аполлона и бог медицины, был одним из божеств, завезенных в Рим с Востока. Асклепий был завезен в Рим из Эпидавра в ответ на чуму в 293 году до нашей эры. По легенде, он был перенесен в виде змея в Рим, а своим домом выбрал остров Тибр, доплыв к нему с корабля. Овидий рассказывает версию этой сказки в «Метаморфозах» 15.622–745 , которая начинается так:
«Вы, музы, богини, подаренные поэтам, раскройте теперь (поскольку вы знаете, и обширное время не может предать вас), откуда пришел Эскулап, сын Корониса, чтобы присоединиться к богам города Ромула, что глубокий Тибр течет вокруг “Когда-то чума заразила воздух Лациума, и тела людей были опустошены болезнью, бледными и бескровными. Когда они увидели, что их усилия тщетны, а врачебное искусство бесполезно, утомленные погребальными обрядами, они обратились за помощью к небесам, и отправились в Дельфы, расположенные в центре земли, к оракулу Фебу и молились, чтобы он помог им в их страданиях целительным пророчеством и положил конец злу их великого города. дерево, и колчан, который он держит, содрогнулся, и треножник ответил такими словами из самого сокровенного святилища, тревожа их испуганные умы: «Вы должны были искать поближе, римляне, то, что вы ищете здесь: даже теперь , ищи его из того, более близкого места: твоя помощь не от Аполлона, чтобы уменьшить твою боль, но от сына Аполлона. Иди, с добрыми предзнаменованиями, и приведи моего ребенка».
В 291 году до нашей эры на острове Тибр был освящен храм. Римский Салус был тесно связан с одной из дочерей Асклепия, Гигеей. В 180 г. до н. э. римляне снова официально обратились к Асклепию за помощью во время эпидемии. Как написал Ливи XL.32:
«От этой болезни умер Тиберий Минуций, претор; а вскоре после этого и Гай Кальпурний, консул, а также многие выдающиеся люди всех рангов; так что, наконец, это бедствие стало считаться чудом. Гай Сервилий, главный понтифик, ему было приказано найти надлежащее искупление гнева богов; децемвирам — осмотреть книги, а консулу — принести обеты приношения и преподнести позолоченные статуи Аполлону, Эскулапу и Здоровью, что он поклялся и дал».
На этом квинарии Асклепий изображен в виде змея, обвившего украшенный гирляндой алтарь.
Л. Рубрий Доссен , АР Квинарий 87
Аверс: ДОС – лауреат СЕН, голова Нептуна справа; сзади, трезубец.
Реверс: Л. РВБРИ Победа идет вправо, держа венок и пальмовую ветвь; перед ней алтарь, украшенный гирляндой, со змеей, обвивающей верхушку.
Размер: 1,86 г 12,5 мм
Ссылка: Кроуфорд 348/4, Бабелон Рубрия 4, Сиденхэм 708.
Вот один из динариев из той же серии:
Л. Рубрий Доссен , АР Денарий, Рим, 87 г. до н.э.
Аверс: Лауреатская голова Юпитера вправо со скипетром через плечо; позади, ДОССЕН
Реверс: Триумфальная квадрига вправо, украшенная молнией Юпитера; (вверху, на этой монете с фланом, Победа летит вправо); в бывшем Л РВБРИ
Ссылка: Кроуфорд 348/1 ; Рубрия 1
на этом изображена Юнона на аверсе и орел на молнии на квадриге.
Л. Рубрий Доссен , АР Денарий, Рим, 87 г. до н.э.
Аверс: ДОС, скрытая голова Юноны справа, со скипетром через плечо.
Реверс: Л. РВБРИ, триумфальная квадрига вправо; вверху: Победа летит вправо с венком в руках. Ссылка: Кроуфорд 348/2 ; Сиденхэм 706; Рубрия 2
Нет никакой двусмысленности в том, что змея и алтарь с гирляндами являются отсылкой к Асклепию, и вполне вероятно, что это связано с чумой, поразившей войска Мариуса, сражавшихся с Римом в 87 г. до н.э. во время Социальной войны. Ведутся споры о масштабах этой чумы и о том, была ли она изолирована в военных лагерях или распространилась более широко среди гражданского населения. Недостаточно доказательств, подтверждающих, что чума 87 г. до н.э. достигла того же уровня формального обращения к богу, что и предыдущие две.
Крылатая победа на реверсе и Нептун на аверсе могут символизировать надежду на победу над марианцами на суше и на море. В статье Гила Ренберга есть превосходное обсуждение квинария и двух связанных с ним монет, а также многое другое об Асклепии (обсуждение монеты начинается на стр. 159).
Ренберг утверждает, что ссылка на Асклепия, вероятно, свидетельствует о том, что бог снял чуму, поразившую войска Гнея Октавия и Гнея Помпея Страбона, когда они сражались против сил Марии, атакующих Рим.
«После того как Марий остановил прохождение продовольствия с моря или по реке сверху, он поспешил напасть на соседние города, где хранилось зерно для римлян. Он неожиданно напал на их гарнизоны и захватил Антиум, Арицию. Таким образом, получив контроль над их припасами по суше, он смело двинулся на Рим по Аппиевой дороге, прежде чем к ним были доставлены какие-либо другие припасы. другим путем». -Аппиан, «Гражданские войны», книга I.69.
Цинна и Мариус в конце концов победили. Призванные сенатом обратно, они отомстили городу и народу. Сначала Октавию отсек голову Цензорин, который принес ее Цинне. Тогда многие другие рыцари и сенаторы были убиты и отрублены им головы, головы сенаторов висели на форуме перед рострами. Ливий рассказывает ту же историю, что и Аппиан:
Консул Гней Октавий был убит, а все знатные члены противоположной партии зарезаны, как Марк Антоний (человек великого красноречия), а также Гай и Луций Цезарь, чьи головы были помещены на трибуну оратора. -Ливий, Периохии, 80,6
Отрывок из Грания Лициния, написанный во II веке нашей эры, драматизирует боль гражданской войны:
«Во время боя между Помпеем и Серторием простой солдат из армии Помпея, раздевая тело врага, узнал, что это был его брат. Он развел костер для своего брата и посреди погребального обряда, произнеся множество проклятий, он зарезал себя мечом. Этот случай поразил всех как великое осуждение гражданской войны и изменил их отношение. Никто не смог удержаться от слез». – Граний Лициний, История Рима, книга 35.18.
Асклепий не оказал никакой помощи, и, учитывая историю республики после этой войны, кажется, что Лициний лишь желал того, чтобы отношение изменилось.
Использованная литература:
-
Кроуфорд RRC
-
Культ Асклепия в Риме Гила Х. Ренберга
-
Ливий История Рима
-
Овидий Метаморфозы
-
Первые плоды похода Суллы , Б. Р. Кац, 1975 г.
-
Асклепий, Википедия
-
Рим и Ватикан, автор Manzione, E; Пазиенти, Л